Всем нам хочется, чтобы речь ребенка была не только содержательной и правильной, но и красивой, отчетливой с точки зрения норм произношения.
Большую роль в формировании произносительной, орфоэпической культуры играют скороговорки.
Скороговорки нужны нам не только для тренировки в произношении. Они приближают детей к роднику образной народной речи, учат вниманию, развивают воображение, чувство юмора. И главное, делают это легко и весело.
Вот несколько скороговорок (каждую нужно сначала запомнить, а потом, не глядя в текст, произнести предельно выразительно и быстро три раза подряд).
Купи кипу книг.
Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.
Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать - зарапортовался.
Удивительное дело: прочитать эти три предложения и уяснить их смысл совсем не сложно. А вот произнести каждое по три раза, не допустив при этом ни одной ошибки, невероятно трудно. И вот здесь-то как раз и таится вся прелесть скороговорок: они восполняют огромный разрыв между техникой тихого чтения (она у многих ребят развита хорошо) и живой речью, да к тому же еще такой, когда чистота каждого звука строжайшим образом контролируется товарищами. Ведь скороговорки по своей природе являются инструментами общего, а не индивидуального пользования - кому интересно произносить скороговорки самому себе в пустой комнате? Для тренировки - да, но тренируются-то всегда для того, чтобы предъявить свое умение другим.
На уроках скороговорки мы используем постоянно, но я решила, что пора уже объявить начало Турнира скороговорочников. Действие это будет у нас постоянным, 1 раз в 2 недели.
Как будет проходит Турнир?
Заранее готовится лист со скороговорками и вешается на стенд в классе и публикуется в блоге за несколько дней перед состязанием, чтобы хватило времени потренироваться.
Для начала я отобрала только 15 скороговорок (мы же еще малыши).
На Турнире работаем так.
К доске выходят первые 4 человека. Одному из них вручается лист, называется номер скороговорки и дается 3-5 секунд на подготовку к ответу. Щелчок секундомера, и участник трижды подряд произносит скороговорку. Главное требование - безошибочность. При первой же запинке ученик выбывает из конкурса. Небрежность, торопливость и самоуверенность наказываются не учителем, а самими ребятами, сидящими за партами. Реакция на ошибку мгновенная и неотвратимая: следующий! Время троекратного правильного ответа записывает в ведомость контролер - кто-то из учеников.
4 участника - 4 скороговорки.
Но если одному достанется легкая скороговорка, а другому - трудная?
Несправедливо.
Чтобы подобного не произошло, делаем так: ребята обмениваются своими скороговорками.
Для этого 4 человека разделяются на 2 пары и проводят мини-конкурс: каждый в паре повторяет скороговорку, доставшуюся товарищу, после произнесения своей. Победителем считается тот, кто затратил меньше времени на две скороговорки.
Проигравшие выбывают из конкурса, а двое продолжают состязание на двух новых скороговорках.
В паре определяется победитель.
Таким образом, на первый тур расходуется 6 скороговорок.
Второй тур проводит новая группа - еще 6 скороговорок.
Победители двух туров разыгрывают между собой первое и второе места на двух скороговорках. Вот и получается, что для проведения конкурса необходимо не более 16 скороговорок (в начале)
По материалам книги
В.Ф. Шаталова
"Эксперимент продолжается"
Ну что, ребята? Попробуем свои силы?
Комментариев нет:
Отправить комментарий