четверг, 24 марта 2022 г.

Математический диктант (1 класс)

 Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня я хочу поговорить с вами о том, что такое математический диктант.

Конечно, мы еще первоклассники, отметок у нас нет, но вы часто видите в тетрадях знаки вопроса красной пастой рядом со строкой каких-то цифр. Это и есть математический диктант. Будем его теперь обозначать буквами "М.д."

Немного теории...

"После прохождения определённого объема учебного материала, перед учителем встает вопрос о проверке качества усвоения материала учениками. Провести опрос всех учеников - задача непосильная и нереальная как по времени, так и физически.
Если же провести выборочный опрос нескольких учеников, то обычно остальные ученики слушают их не внимательно. Поэтому для комплексной проверки качества усвоения материала применяются контрольные работы, тесты, самостоятельные работы или математические диктанты. В большинстве случаев, математические диктанты выполняются устно. И в этом - их особенность и достоинство. При выполнении арифметических операций в устном виде, ученики закрепляют ранее полученные навыки и выполняют математические действия более осмысленно, а не механически. При регулярном выполнении устных вычислений тренируются внимание, сосредоточенность, смекалка".

Итак, как проходит такой диктант в классе.
Во-первых, всегда в начале урока. Во-вторых, такой диктант мы проводим 1-2 раза в неделю (а в неделю 4 урока математики) фронтально, т.е. я задаю вопрос, ребята записывают ответ. Сначала мы всегда это делали вместе. 
То есть звучит вопрос, кто-то один из детей говорит ответ, мы все вместе на доске и в тетради записываем ответ. 
Потом стали практиковать следующий этап: после моего озвучивания сначала записывается ответ всеми детьми в тетрадь, а потом проговаривается правильный ответ для проверки.
Следующий этап - пишем весь диктант (обычно 7-10 примеров-заданий), а потом проверяем, зачитывая ответы. 

Диктую задание я только один раз! Дети уже привыкли, знают, что нельзя переспрашивать, надо поставить прочерк. Почему так? Потому что переспрашивание отвлекает других детей и заставляет их ошибаться.
Через какой интервал диктую, не могу сказать... Я смотрю на детей. У нас есть специальный знак (руки на парте), который означает, что ответ записан. Могу сказать точно одно - такой вид деятельности не занимает у нас больше 7-10 минут.

Как выглядят задания?

Чему равна сумма чисел 5 и 2?
Чему равна разность чисел 9 и 4?
Первое слагаемое - 2, второе слагаемое - 4. Чему равна сумма этих двух слагаемых?
Уменьши число 7 на 5.
Увеличь число 8 на 1.
Какое число надо увеличить на 3, чтобы получить число 9?
Увеличь число 9 на 1.
Сколько получится, если к 3 прибавить 5?
От числа 19 отними сумму чисел 3 и 4.
Я задумала число, увеличила его на 4 и получила 7. Какое число я задумала.
Уменьшаемое 6, вычитаемое 2. Найди разность.

Чтобы грамотно и без ошибок писать математические диктанты, ребенок должен не только хорошо считать, но и точно знать названия компонентов действий. Обычно на доску я вешаю названия компонентов, но пора уже запомнить компоненты сложения и вычитания (первые 2 выражения):





Ну а если хочется быть во всеоружии при штурме такой крепости, как математический диктант, то приглашаю вас сюда - здесь  :) При желании можно потренироваться с ребенком.

И, конечно, тренажеры на знание состава числа и компонентов действий:
№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

Предлагаю вашему вниманию также сайт kid-mama, где можно повторить и закрепить состав чисел первого десятка.

И напоминаю, что более простого и эффективного способа для запоминания чего бы то ни было, чем сорбонки, просто нет. У вас у всех они готовы. Играйте в них каждый день, и тогда математический диктант будет щелкаться, как орешек.


2 комментария: